Анна_Каренина_театр_им_Луначарского

Посвящается памяти Корольковой Зои Валериановны,

 к.ф.н. и просто потрясающего учителя…

 

Я не помню, что писала в школьном сочинении на тему романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина», и совсем не потому , что не любила уроки русского языка, а потому, что  не был этот роман моим любимым произведением, а  наш  преподаватель  давала нам  возможность работать с тем, что нравится, чтобы мы могли раскрыть свои способности  к литературе , а не к «художественному списыванию».  Именно благодаря  этому, вышли из нашего класса писатели,  журналисты , люди творческие и откровенные.   Когда я доросла до желания перечитать и обсудить это произведение с любимым учителем, её уже не было среди нас, и мне осталось лишь применить все знания, которые она вложила в наш класс, и в меня лично, чтобы  попытаться вникнуть и понять роман заново. И конечно же,  будучи мамой, а не только дочкой, будучи женой, а не просто предметом абстрактного обожания, читаешь этот роман иначе, воспринимаешь героев совсем по-другому.  

А когда роман превращается в театральную постановку,  появляются иные грани его восприятия,  когда актеры, полностью отождествлённые со своими персонажами, создают у зрителей впечатление, будто они  вовсе  не в театре, а наблюдают за реальными событиями в реальной обстановке, созданной режиссёром, художниками, осветителями, музыкантами,  практически всем коллективом театра.  Этот артистический синтез , как его назвал в своих положениях Рихард  Вагнер, несёт почти мистический смысл, но в то же время не перестаёт быть средством просвещения и назидания, как утверждал его оппонент в теории искусства  Бертольт  Брехт.

 

Анна_Каренина_театр_им_Луначарского

Анна_Каренина_театр_им_Луначарского

Анна_Каренина_театр_им_Луначарского

Анна_Каренина_театр_им_Луначарского

 

Премьера сценической версии романа  «Анна Каренина» в постановке Григория Лифанова состоялась в театре им. Луначарского  в декабре прошлого года.  Каждый раз спектакль собирает аншлаг,  а завершается бурными и длительными овациями. Восторг зрителей  вызывают музыка, оформление,  неожиданные режиссёрские  приёмы, и конечно же  игра актёров,  и не только взрослых маститых профессионалов, но и талантливых малышей, трогательный и звонкий Митя Махонин  заставляет  улыбнуться, и серьёзно задуматься, со слезинкой на щеке…

 

Анна_Каренина_театр_им_Луначарского

Очередной показ спектакля  Севастопольского академического русского драматического театра им. Луначарского "Анна Каренина" в постановке Григория Лифанова открыл  новый сезон "Золотого грифона" форума  «Высшей театральной  премии Крыма». Премия вручается второй год и проводится по инициативе Крымского отделения СТД РФ.

Севастопольские театры впервые в полном составе примут участие в крымском конкурсе - в прошлом году наш город представлял только Севастопольский академический театр танца. Итоги "Золотого грифона" -2017 будут подведены в конце апреля на сцене Крымского государственного академического музыкального театра.

Членам жюри предстоит нелёгкая работа, нет у нас в городе слабых театров ,есть только сильные, талантливые и ищущие.

Анна_Каренина_театр_им_Луначарского

 

 

Возвращаясь к фотографиям постановки «Анна Каренина», я всё думала ,что же меня тронуло больше всего. Что заставляло ночью сидеть над ними, откладывая сдачу других проектов, что заставляло, пересматривать подход к обработке,  почему же в конце концов, она мне снится начала.  И когда музыка и голос маленького Серёжи Каренина потихоньку ушли из памяти, я нашла ответ – это детали. Гипертрофированное внимание к деталям – особенность моего личного восприятия. Обычно я очень быстро переключаюсь от общей картины к мелочам, которые многие сочтут незначительными.  «Анна Каренина»-  просто праздник и парад  деталей и важных мелочей! Поэтому писать захотелось именно о деталях.

В очередной раз хочу оговориться, я не критик, я просто делюсь своими личными наблюдениями, оставляя за собой право на ошибку.

Действие разворачивается в эпоху турнюров и тренов,  безумно популярных среди женщин разных возрастов и статусов  в Европе, и негласно не рекомендованных незамужним барышням в России. Художник по костюмам Ника Брагина создала в нарядах героинь однозначно читающийся намёк  на эти супер-модные и фантастически неудобные детали  женского платья эпохи Модерна.  Отмечу, что присаживаясь на стулья, актрисы двигаются, как будто полноценный турнюр в наряде присутствует.  Костюмы Кити не лишены этого элемента, но воссозданы гораздо ближе к «эстетическим платьям», свободным и струящимся,  которые так прославлял Оскар Уайльд.  Общество того времени по началу отрицало их, считая не подобающими для высшего света. В спектакле в них появляется Кити, которая не успела быть принятой в высшем свете на балах и приёмах, и стала супругой «деревенщины» Лёвина, так же не популярного в обществе. Причёски и украшения в волосах отсылают нас скорее к более ранней эпохе бидермейера.  В нарядах некоторых героинь присутствуют высокие разрезы на юбках недопустимые в те времена,  но предполагаю, что в них вложен некий смысл, который остался скрытым от понимания.

 

Анна_Каренина_театр_им_Луначарского

Анна_Каренина_театр_им_Луначарского

Анна_Каренина_театр_им_Луначарского

Анна_Каренина_театр_им_Луначарского

 

Отчётливо читается в бальных нарядах, жакетах и сюртуках Анны, Вронского и столичных сплетников высшего света  условное присутствие рукавов «жиго»,  ещё одного модного тренда того времени. Даже Лёвин появляется на балу во фраке по моде, а в  костюмах  Облонского и Каренина этой погони за модой нет.

Анна_Каренина_театр_им_Луначарского

 

Костюмы Каренина, в принципе, подчёркивают его сдержанность и стремление тотального соблюдения правил и приличий, в спектакле он единожды рискует обнажить своё тело, а с ним и душу, и тяжело переживает наказание за это в виде отвержения супругой его спонтанной открытости. Кстати сказать, эта сцена приводит в ступор и восторг женскую половину аудитории, я оставлю её за кадром. Сходите, и посмотрите…   

Анна_Каренина_театр_им_Луначарского

Анна_Каренина_театр_им_Луначарского

Анна_Каренина_театр_им_Луначарского

 

В самом начале Анна прибывает в Москву в чёрном костюме с меховым боа, в  высоком головном уборе, продиктованными ей модой и статусом.  После бала, она появляется на вокзале  Санкт- Петербурга с непокрытой головой – она уже «опростоволосилась».  Её наряды выделяют её из общества по ходу действия, каждый раз раскрывая её душевное состояние цветом и аксессуарами.

Анна_Каренина_театр_им_Луначарского

Анна_Каренина_театр_им_Луначарского

Анна_Каренина_театр_им_Луначарского

Анна_Каренина_театр_им_Луначарского

Анна_Каренина_театр_им_Луначарского

Анна_Каренина_театр_им_Луначарского

 

Говоря о цветовом решении костюмов главных героев, надо признать,  есть в постановке  радикальные отступления от оригинального текста, хотя существуют  исследования,  указывающие на существование  минимум трёх  правок  сцены бала в  рукописях Толстого. Может быть, и великий писатель не до конца был уверен, во что одеть главных героев, на столь ответственное мероприятие.

Красный цвет, выбранный автором  постановки для  платья Анны на балу в первом акте и красный сюртук Каренина во втором акте, можно рассматривать как символ-знак, как его описала в своих исследованиях кандидат искусствоведения  Виктория  Алесенкова, когда красный цвет выступает  как проекция будущей кровавой кары за измену (объект - красная одежда, представление – лишение жизни).

Анна_Каренина_театр_им_Луначарского

Анна_Каренина_театр_им_Луначарского

 

И опять остаётся скрытым смысл красного костюма Долли, неужели она тоже жаждет наказания и мести?..

Анна_Каренина_театр_им_Луначарского

Анна_Каренина_театр_им_Луначарского

Сценическая версия, как и сам роман, порождает массу вопросов и желание покопаться в книгах, в деталях, и в самом себе. В случае со спектаклем  «Анна Каренина» Григория Лифанова полезные свойства поиска ответов на важные жизненные вопросы удачно сочетаются с удовольствием от качественной  театральной постановки!

Анна_Каренина_театр_им_Луначарского

 

БОЛЬШЕ ФОТОГРАФИЙ В ОРИГИНАЛЬНОМ РАЗМЕРЕ ДЛЯ ПРОСМОТРА И СКАЧИВАНИЯ ЗДЕСЬ